«на главную»

12

глава

 

Управление природопользованием

и охраной окружающей среды

 

Экологическая политика в Республике Беларусь направлена на постоянное улучшение качества жизни и условий труда жителей страны, рациональное использование и охрану ее природных ресурсов, разработку и внедрение в практику правовых и экономических основ природопользования.

Эффективная реализация экологической политики основывается, прежде всего, на совершенствовании законодательства в сфере охраны природы, внедрении экономических методов управления и контроля за природопользованием и охраной окружающей среды, созданием целостной системы финансирования природоохранных мероприятий.

 

12.1. Экономические и административные механизмы

 

В практику управления природопользованием и охраной окружающей среды экономические механизмы начали вводиться с 1992 года. Сегодня они включают финансирование природоохранных мероприятий, взимание налогов за использование природных ресурсов, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов, возмещение в установленном порядке причиненного природной среде вреда. Однако до начала 2000-х годов система экономического регулирования природопользования не была стимулирующей, поскольку экологические платежи не имели реального влияния на техническое и финансовое состояние предприятий–загрязнителей окружающей среды.

В настоящее время экологические платежи и формирующийся на их основе фонд охраны природы являются экономическими инструментами экологической политики государства, позволяющими аккумулировать значительные средства для финансирования государственных программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и иных целей, связанных с этой деятельностью. Объем собранных средств в фонд охраны природы составил в 2007 г. почти 435 млрд руб. или 106% от установленных плановых заданий. По сравнению с 2000 г., доходная часть фонда в долларовом эквиваленте увеличилась в 22,5 раза.

Указом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. №215 «О ставках налога за использования природных ресурсов (экологического налога) и некоторых вопросах его взимания» установлены не только ставки экологического налога, но и предусмотрен льготный порядок налогообложения.

Так, например, налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух с индивидуальных предпринимателей и других плательщиков уменьшается:

– при строительстве (реконструкции) газоочистных установок или других сооружений, предназначенных для улавливания, нейтрализации и обезвреживания газов и загрязняющих веществ вентиляционного воздуха;

– при создании автоматизированных систем контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Уменьшение налога предусмотрено также при строительстве (реконструкции) сооружений различного типа, предназначенных для удаления загрязняющих веществ из сточных вод и для обработки осадка сточных вод и в ряде других случаев.

Совершенствование экономических рычагов природопользования и реализация требований Президента Республики Беларусь по упрощению налоговой системы нашли свое отражение в соответствующих нормативных правовых актах и в разработанных в 2007 г. Минприроды предложениях:

– по переносу функции уплаты платежей за размещение отходов производства с собственников отходов на владельцев полигонов;

– упрощению порядка предоставления налоговых деклараций по платежам за хранение отходов производства;

– уплате экологического налога за выбросы по основным загрязняющим веществам.

Как известно, зависимость важнейших отраслей народного хозяйства от импорта сырья и топлива отрицательно влияет на состояние экономики страны. В этой связи усиление использования местных сырьевых и топливных ресурсов и постепенный отказ от импортного сырья становятся важнейшей задачей в реализации эффективного управления природопользованием.

Развитие собственной сырьевой базы, добыча и переработка сырья должны сопровождаться разработкой и внедрением прогрессивных технологий его добычи и использования. В первую очередь это касается добычи и комплексной переработки бурых углей, горючих сланцев, железных руд, фосфоритов и карналлитов. Причем требуются технологии, направленные на селективную выемку сырья, которая делает добычу более рентабельной и существенно снижает нагрузку на окружающую среду.

Сегодня в стране стоит вопрос о переходе к устойчивому развитию энергетики на основе энергосбережения и эффективного использования новых и возобновляемых источников топлива и энергии. В Беларуси наиболее перспективным является внедрение биогазовых энергетических комплексов, развитие ветро- и гидроэнергетики. Хотя реализация перечисленных проектов требует серьезных капитальных вложений, с экологических позиций это самые чистые способы получения энергии.

Внедрение биогазовых установок даст возможность сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, приостановить загрязнение подземных и поверхностных вод в местах расположения животноводческих комплексов и значительно уменьшить биогенную нагрузку на почвы. Физико-географические условия страны позволяют внедрить более 2000 тыс. экологически безопасных ветроэнергетических установок, которые обеспечат выработку до 8 млрд кВт-часов электроэнергии в год. В Беларуси освоено только 3% гидроэнергетического потенциала, тогда как в Литве – 30, а в Польше – 44%. К 2020 г. предусмотрено довести суммарную мощность ГЭС страны до 210 МВт, что составит около 3% электроэнергии, потребляемой в настоящее время.

Большие возможности по привлечению в Республику Беларусь иностранных инвестиций для развития энергетики заложены в Киотском протоколе.

На организованных под эгидой Минприроды встречах с иностранными компаниями (более 70 встреч) были представлены проектные предложения на сокращение около 3 млн т CO2 в ближайшие пять лет. В рамках проектов международной технической помощи, определено более 80 предпроектных идей по сокращению выбросов в различных отраслях экономики.

В ближайшее время Минэнерго, с одной стороны, японской и шведской компаниями, с другой, планируется заключить договора на разработку, а затем реализацию проектов по снижению выбросов парниковых газов на 3-й и 5-й ТЭЦ Минска, а Мингорисполкомом с немецкой компанией – от полигона коммунальных отходов «Тростенец».

Значительная эколого-экономическая выгода заложена в использовании отходов. В 2007 г. переработано 119 тыс.т отходов асфальтобетона, 42 тыс.т железобетона и только 2500 т отходов кровли.

Эффективнее стали работать сортировочные станции, на которых объемы извлечения вторичного сырья из состава коммунальных отходов возросли в 2,7 раза по сравнению с 2006 годом и составили более 57 тыс.т.

В городе Гомеле введена в эксплуатацию первая очередь мусороперерабатывающего завода, ведется работа по строительству второй, которая позволит закончить полный технологический цикл по сортировке и переработке коммунальных отходов. Осуществляется строительство аналогичных заводов в Могилеве, Новополоцке и Барановичах.

Усовершенствовать механизм использования отходов в качестве вторичного сырья призван и новый Закон «Об обращении с отходами». Впервые законодательно введен «принцип расширенной ответственности производителя», признанный стратегическим в экологической политике передовых стран мира.

Реализация заложенных в Законе новых механизмов управления отходами улучшит организацию раздельного сбора в населенных пунктах, повысит эффективность работы сортировочных станций, что в конечном итоге позволит обеспечить дополнительными ресурсами предприятия, перерабатывающие вторичное сырье.

Как известно, обеспечение экологической безопасности страны достигается за счет рационального использования природных ресурсов и их воспроизводства, а также улучшения экологической обстановки посредством снижения вредного антропогенного воздействия на окружающую среду. В этой связи очень важна правильная и объективная оценка имеющегося антропогенного воздействия на окружающую среду для принятия действительно эффективных управленческих решений. Основой для этого служит непрерывное функционирование системы государственного аналитического контроля и мониторинга окружающей среды. В 2007 г. объем аналитических исследований составил более 1 млн определений (почти в 2 раза больше, чем в 2002 г.).

Растущие информационные потребности по управлению охраной окружающей среды ставят перед системой мониторинга и аналитического контроля новые задачи:

– создание оптимальной сети наблюдений, внедрение автоматических станций мониторинга;

– переход на современные методы получения, обработки и представления информации;

– развитие системы локального мониторинга.

Государственная политика в области охраны окружающей среды требует, наряду с получением достоверной информации о состоянии окружающей среды, принятия эффективных мер по недопущению загрязнения воздуха, водных и земельных ресурсов, сохранению биологического разнообразия. В 2007 году проведено более 400 мероприятий по снижению отрицательного воздействия на атмосферный воздух, что позволило сократить выбросы загрязняющих веществ на 17,2 тыс.т.

Главный принцип административного управления в области природопользования и охраны окружающей среды – разрешительно-запретительный. Суть его в том, что Минприроды и его органами (или другими уполномоченными органами) устанавливаются лимиты на пользование отдельными видами природных ресурсов, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов, а также выдаются соответствующие лицензии.

Должностные лица Минприроды и его органов в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеют право приостанавливать деятельность предприятий и производств, если они не соответствуют нормам экологической безопасности, налагать административные взыскания на граждан и должностных лиц за нарушение природоохранного законодательства, предъявлять юридическим или физическим лицам иски за нанесенный ущерб.

Действенным механизмом управления является государственный контроль, интенсивность и уровень которого ежегодно повышается. В 2007 г. количество выявленных и предписанных к устранению нарушений увеличилось по сравнению с 2006 г. на 15%, более 60 тыс. нарушителей привлечено к административной ответственности. За превышение лимитов выбросов, сбросов и размещения отходов, а также вред, нанесенный окружающей среде, предъявлены санкции на общую сумму 27,69 млрд рублей.

В среднем одним инспектором ежегодно привлекается к административной ответственности 157 правонарушителей, что свидетельствует о поддержании органами Минприроды достаточно высокого уровня обеспечения ответственности за нарушение природоохранного законодательства. Однако анализ выполнения предписанных мероприятий показал отсутствие во многих случаях положительных результатов, а меры административного воздействия по этому поводу применялись только 11 тыс. раз.

Основные усилия при осуществлении государственного контроля необходимо сосредоточить на повышении качества обследования объектов, проведении комплексных и целевых проверок, использовании в полном объеме имеющихся прав и полномочий по привлечению нарушителей к предусмотренной законодательством ответственности. Особое внимание необходимо уделять проверке режима содержания водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, соблюдению правил ведения лесозаготовок и использования древесных отходов в качестве топлива, порядку выделения и использования по назначению земельных участков.

При проведении государственной экологической экспертизы проектных решений следует акцентировать внимание на внедрение в производство технологий и методов, позволяющих максимально снизить антропогенное воздействие на природную среду.

Государственная экологическая политика не может осуществляться без наличия обоснованных и применимых на практике законов и подзаконных актов. В 2007 г. подготовлено и принято 168 нормативных правовых актов. При этом одна из основных задач этого направления деятельности заключается в упорядочении нормативной правовой базы, создании полноценного банка данных природоохранного законодательства, разработке полного пакета методик расчета ущерба, наносимого окружающей среде, и подготовке целого ряда нормативных документов для исполнения Кодекса о недрах, Водного кодекса и ряда других законов.

 

12.2. Экологическая информация и образование

 

Конституционным правом граждан Беларуси является получение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды, степени ее загрязнения, принимаемых мерах по ее охране и оздоровлению.

Для реализации этого права в Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» в 2007 г. внесены изменения и дополнения по вопросам экологической информации, которые включают определение понятий «экологическая информация», в том числе «экологическая информация общего назначения» и «специализированная экологическая информация», «обладатель экологической информации», «предоставление экологической информации» и «распространение экологической информации».

Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция) и Закон «Об охране окружающей среды» определяют состав, источники и виды экологической информации, формы ее предоставления и распространения. Исходя из этого, обладатели экологической информации предоставляют и (или) распространяют информацию, которая формируется в результате:

– проведения мониторинга окружающей среды;

– измерений в области охраны окружающей среды;

– разработки и реализации территориальных комплексных схем, программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;

– выдачи специальных разрешений (лицензий), иных разрешений и документов, на основании которых осуществляется природопользование, а также проведения экологической экспертизы, экологического аудита и экологической сертификации;

– оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности;

– ведения государственного учета в области охраны окружающей среды, учета используемых природных ресурсов и воздействий на окружающую среду;

– осуществления контроля в области охраны окружающей среды;

– нормирования в области охраны окружающей среды.

Законом также определен порядок доступа к экологической информации. Так, экологическая информация общего назначения предоставляется гражданам и юридическим лицам, не являющимся государственными органами или иными государственными организациями, на безвозмездной основе в строго установленные сроки. Определено и содержание заявления о предоставлении экологической информации, которое должно содержать, в том числе, описание запрашиваемой экологической информации, позволяющее определить ее объем и состав, а также указание на желаемую форму предоставления экологической информации.

Доступ к специализированной экологической информации обеспечивается посредством ее предоставления государственным организациям, иным юридическим лицам, не являющимся государственными органами, и гражданам на основании соответствующего договора, заключенного с обладателем экологической информации, за плату в сроки и на условиях, указанных в договоре. Однако размер платы за представленную информацию не может превышать экономически обоснованных затрат, связанных со сбором, обработкой и анализом специализированной экологической информации.

В законе закреплены также положения Орхусской конвенции об ограничении доступа к экологической информации. Экологическая информация не может быть предоставлена или распространена в случае, если:

– информация в соответствии с законодательством отнесена к государственным секретам, разглашение которых приведет к нарушению правил осуществления правосудия, производства предварительного расследования и ведения административного процесса;

– разглашение информации причинит вред окружающей среде или создаст угрозу его причинения;

– в других случаях, предусмотренных законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь в интересах национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, прав юридических лиц.

Вместе с тем не допускается ограничение доступа к информации о состоянии окружающей среды или причиненном ей вреде:

– о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросах сточных вод в водные объекты с превышением нормативов;

– сбросах в водный объект химических веществ и их смесей, предметов или отходов; о внесении химических веществ в почву, приведшем к ухудшению ее качества или качества подземных вод;

– об ионизирующем и электромагнитном излучении, шумовом или ином физическом воздействии с превышением нормативов.

Экологическая информация общего назначения размещается в печатных изданиях и других средствах массовой информации, на официальных сайтах в глобальной компьютерной сети или распространяется иными общедоступными способами.

В Законе «Об охране окружающей среды» глава 73 «Государственный фонд данных о состоянии окружающей среды и воздействиях на нее» изложена в новой редакции. Согласно закону, фонд формируется из экологической информации, накапливаемой в различных государственных органах: Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерстве лесного хозяйства, Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, Министерстве по чрезвычайным ситуациям, Министерстве образования, Государственном комитете по имуществу Республики Беларусь, Государственной инспекции животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органах, а также Национальной академии наук Беларуси и иных государственных органах и государственных организациях.

Основной задачей фонда является сбор, обработка, накопление и систематизация экологической информации, сведений о ее составе, содержании, обладателях, а также обеспечение доступа к экологической информации государственных органов, других государственных организаций, иных юридических лиц и граждан.

Перечень сведений, содержащихся в реестрах экологической информации государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и воздействиях на нее, размещается на информационных стендах и табло в доступных для широкой общественности местах, на официальных сайтах государственных органов и организаций в глобальной компьютерной сети Интернет.

В областных и Минском городском комитетах природных ресурсов и охраны окружающей среды созданы «горячие» телефонные линии как для оперативного реагирования на сообщения о фактах нарушения природоохранного законодательства, так и для информирования граждан по интересующим их вопросам.

С декабря 2005 г. на базе РУП «БелНИЦ «Экология» функционирует Орхусский центр Республики Беларусь, основными целями и задачами которого являются: предоставление экологической информации о состоянии вод, воздуха, почвы и радиационной ситуации, деятельности структурных подразделений Минприроды, его территориальных органов и подчиненных ему организаций; организация консультаций и разъяснений по вопросам охраны окружающей среды и природопользования, в том числе юридических консультаций; проведение семинаров-тренингов.

Так, в Орхусском центре организовано консультирование физических и юридических лиц по применению их права на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Здесь также проводятся экологические семинары-тренинги для преподавателей средних специальных и высших учебных заведений, представителей средств массовой информации, общественности, государственных служащих и др.

Для дальнейшей реализации положений Охрусской конвенции разработано и принято постановление Минприроды от 19 января 2007 г. №2 «Об общественном координационном экологическом совете при Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь».

 В 2007 г. проведено 3 заседания общественного координационного экологического совета (ОКЭС), на которых рассмотрены вопросы подготовки и проведения V Республиканского экологического форума, взаимодействия с международными общественными организациями, формирования общественного мнения по вопросу строительства белорусской АЭС и др.

На рассмотрение ОКЭС также выносился проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» по вопросам экологической информации и возмещения экологического вреда». Кроме того, обсуждался проект второго Национального сообщения Республики Беларусь о выполнении Орхусской конвенции.

Важным инструментом информационного обеспечения граждан являются средства массовой информации, в которых за прошедший пятилетний период было организовано более 6100 выступлений руководителей и специалистов Минприроды, в том числе в 2007 г. – более 1000. На базе ГУ «Национальный пресс-центр Республики Беларусь» и РУП «Международный центр интеграционной информации. Общественный пресс-центр Дома прессы» проведено 62 пресс-конференции по наиболее важным экологическим проблемам и вопросам, в том числе 14 пресс-конференций в 2007 г.

В целях подготовки и оперативного размещения экологической информации Минприроды заключены договоры с информационными агентствами РУП «БЕЛТА» и ИП «ИНТЕРФАКС». Совместно с издательством «Народной газеты» подготовлено 200 тематических полос экологического выпуска «ЭкоСреда».

Кроме того, 24 сентября 2007 г. подписано соглашение о сотрудничестве между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Национальной государственной телерадиокомпанией Республики Беларусь.

В 2007 году Минприроды продолжена работа по созданию видеопродукции экологической направленности: выпущено 4 видеоролика по стойким органическим загрязнителям, а также видеоролик и видеофильм, посвященные юбилейному пятому Республиканскому экологическому форуму. На телевизионных каналах систематически транслируется более 45 видеороликов природоохранной направленности.

В течение года подготовлены информационные материалы и оказана поддержка мероприятиям, посвященным Дню Земли, Международному дню биологического разнообразия, Всемирному дню окружающей среды и другим важным датам международного экологического календаря, а также проведен ряд информационных кампаний.

При поддержке Минприроды налажен регулярный выпуск информационно-аналитических изданий и обзоров по отдельным экологическим проблемам, издаются сборник «Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь», справочник по климату Беларуси, ежегодный экологический бюллетень «Состояние природной среды Беларуси», а также ряд других публикаций. Основная информация об экологической ситуации включена самостоятельным разделом в ежегодный статистический сборник, публикуемый Министерством статистики и анализа.

В рамках выполнения мероприятий и заданий Государ­ственной программы экологического оздоровления озера Нарочь на 2005–2008 годы изданы комплект открыток «Экскурсия по голубым озерам», плакат «Национальный парк «Нарочанский», карта-панорама Национального парка «Нарочанский» и 10000 экземпляров тематического буклета, посвященного проблеме церкариоза.

В целях развития системы непрерывного воспитания, образования и просвещения в области окружающей среды УО «Республиканский центр туризма и краеведения учащейся молодежи», УО «Республиканский центр детей и юношества», под руководством Министерства образования и поддержке Минприроды, Министерства культуры, Министерства спорта и туризма, Министерства информации, а также местных исполнительных и распорядительных органов проведена республиканская акция учащейся молодежи «Жыву ў Беларусi i тым ганаруся». Она призвана способствовать дальнейшему совершенствованию деятельности учреждений образования по гражданскому и патриотическому воспитанию детей и учащейся молодежи.

В рамках этой акции, проходили различные республиканские конкурсы, в том числе экологической направленности:

– на лучший проект краеведческого маршрута «Мой край»;

– по составлению карт-схем малой родины с обозначением исторических, культурных и природных достопримечательностей;

– по благоустройству и озеленению малой родины «Цвети мой край»;

– конкурс буклетов, справочно-информационных и других материалов по истории, краеведению и этнографии, состоянию окружающей местности и др.

В декабре 2007 года для работающей молодежи предприятий и организаций г.Минска в возрасте до 31 года впервые проведена экологическая викторина «ЭКОМИР», основной задачей которой стало формирование экологического мировоззрения молодых граждан страны, их вовлечение в экологическое движение. Создан учебно-рекламный фильм «Экологическая викторина для работающей молодежи «Экомир», предназначенный для дальнейшего использования в организации экологического просвещения молодежи.

Под девизом «Вода для жизни» проведен V Республиканский экологический форум, финал которого состоялся 15 сентября 2007 г. в г.Браславе Витебской области. В рамках форума организован ряд республиканских экологических конкурсов:

– на лучшее содержание территорий дендрологических парков-памятников природы;

– на лучшую композицию по озеленению и обустройству территорий;

– на лучшее обустройство и содержание мест массового отдыха в границах водоохранных зон водных объектов;

– на лучшую автотранспортную организацию в работе по снижению загрязнения атмосферного воздуха и др.

Одним и главных мероприятий форума стала выставка «Современные технологии в области рационального природопользования и охраны окружающей среды», на которой были представлены новые технологии и оборудование для охраны атмосферного воздуха, использования и охраны вод, земель, растительного и животного мира, ландшафтов и недр.

В 2007 г. продолжена работа по обеспечению государственных органов и общественности экологической информацией. С этой целью проведен редизайн сайта Минприроды в сети Интернет www.minpriroda.by и обеспечено его еженедельное информационное обновление. Ежедневно обновляется информация на сайте Республиканского гидрометеоцентра www.pogoda.by.

 

12.3. Международное сотрудничество

 

Решение многих экологических проблем требует совместных усилий различных стран независимо от их политического и государственного устройства, поскольку последствия вмешательства человека в природные процессы зачастую выходят за рамки конкретных государственных границ.

Основные направления деятельности Минприроды в области международного сотрудничества заключаются в развитии международного партнерства, подготовке обоснований по присоединению Республики Беларусь к многосторонним договорам, укреплению двустороннего сотрудничества, расширению взаимосвязей с международными межправительственными организациями и финансовыми институтами.

В ходе пленарного заседания Генеральной Ассамблеи ООН 15 ноября 2007 г. Республика Беларусь избрана в Совет Управляющих Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) на 2008–2011 годы.

Представители Беларуси на экспертном уровне принимали активное участие в подготовке основных документов 6-й Пан-европейской конференции министров окружающей среды в Белграде. На основном пленарном заседании конференции белорусской стороной был сделан доклад о совершенствовании мер по формированию экологической политики в странах СНГ и осуществлении планов и программ по развитию системы экологического мониторинга и экологической отчетности.

По инициативе Беларуси участники конференции обсудили внесенный Беларусью, Молдовой и Арменией документ, связанный с развитием экспертного потенциала в рамках Протокола по стратегической экологической оценке. Документ был поддержан и принят министрами в качестве основы для объединения усилий по финансированию мероприятий в рамках этого Протокола. Принято активное участие в продвижении общеевропейской инициативы «Окружающая среда и безопасность» как будущей программы финансирования международных проектов в области решения трансграничных проблем.

В течение года по линии взаимодействия с Всемирной метеорологической организацией (ВМО) продолжалась совместная работа по обмену прогностическими данными о состоянии окружающей среды. В учебном центре ВМО прошли курсы по повышению квалификации 11 специалистов-гидрометеорологов Беларуси.

Совместная работа Минприроды и Всемирного банка в 2007 г. строилась на проведении консультаций и выработке совместных предложений по Стратегии сотрудничества на 2008–2010 годы, разработке проектного предложения по кредитному проекту в области поддержки систем водоснабжения и водоотведения, а также вопросов, связанных с реализацией проекта по энергоэффективности.

Продолжились встречи, консультации и переговоры с ПРООН, ОБСЕ и ТАСИС по развитию проектной деятельности и перспективных направлений взаимодействия.

В рамках деятельности Регионального офиса ЮНЕП подготовлены материалы к изданию доклада «Окружающая среда и безопасность», направлен ряд проектных предложений для согласования с другими государствами и формирования портфеля проектов программы по решению трансграничных проблем.

Во исполнение обязательств страны по международным договорам обеспечена выплата взносов в фонды 15 международных организаций и органов, созданных для выполнения положений международных договоров, стороной которых является Республика Беларусь. Более 80 экспертов Минприроды приняли участие в международных форумах и совещаниях, результаты которых внедряются в практику работы природоохранных органов страны.

Значительная работа проводилась по развитию договорно-правовой базы двустороннего сотрудничества с зарубежными странами. 10 октября 2007 г. в Белграде подписан Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в области охраны окружающей среды между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерством защиты окружающей среды Республики Сербия.

Защита трансграничных водных объектов от загрязнения остается одним из приоритетных направлений сотрудничества с приграничными странами – Литвой, Россией, Украиной.

В 2007 г. Минприроды внесен проект постановления Совета Министров Республики Беларусь о подписании трехстороннего межправительственного соглашения о сотрудничестве в области охраны водных объектов бассейна Немана (Беларусь, Литва, Россия). Прошел процедуру согласования проект трехстороннего межправительственного соглашения о сотрудничестве в области охраны и рационального использования бассейна Днепра (Беларусь, Россия, Украина).

В рамках сотрудничества с Министерством окружающей среды Литовской Республики подготовлен к подписанию Технический протокол о сотрудничестве в области мониторинга и обмена информацией о состоянии трансграничных вод, который одобрен литовской стороной.

В стадии разработки и проведения переговоров находятся следующие соглашения:

– трехсторонние соглашения по охране и рациональному использованию бассейнов рек Западной Двины (Россия, Беларусь, Латвия) и Днепра (Беларусь, Россия, Украина);

– двусторонние соглашения в области охраны окружающей среды с природоохранными министерствами Молдовы, Египта, Азербайджана;

– межправительственное соглашение с Литовской Республикой о соблюдении Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

В июле 2007 г. состоялся визит Министра минеральных ресурсов и энергетики ЮАР, в ходе которого проведены переговоры по вопросам геологической разведки и добычи, переработки и обогащения полезных ископаемых, технологий переработки бурого угля в жидкое топливо и возобновляемых источников энергии.

 По итогам визита южноафриканской стороне направлен проект Заявления министров о развитии сотрудничества в области рационального использования и охраны минеральных ресурсов, разработан План действий на 2007–2008 годы по реализации договоренностей, достигнутых в ходе визита.

В течение года состоялся ряд двусторонних встреч, в рамках которых обсуждались вопросы геологического изучения недр, поиска и разведки месторождений полезных ископаемых (Китай, ЮАР, Польша, Германия и др.), а также возможности привлечения иностранных инвестиций в разработку месторождений полезных ископаемых в Беларуси. Изучен опыт ряда зарубежных стран (ЮАР, Германия, Польша, Чехия) в области применения технологий добычи и переработки полезных ископаемых с целью использования его в Беларуси.

В рамках проведения Дней экономики и культуры Беларуси в Австрии в октябре 2007 г. в Вене состоялось третье заседание белорусско-австрийской рабочей группы по вопросам охраны окружающей среды и созданию природоохранных технологий. Были проведены консультации с австрийской стороной по проектам в области охраны окружающей среды, представляющим интерес для австрийских партнеров.

По линии сотрудничества с Латвией состоялись встречи специалистов Минприроды и Центра международных экологических проектов, сертификации и аудита «Экологияинвест» с представителями организации «Vides Projekti» («Природоохранные проекты») Министерства окружающей среды Латвийской Республики.

В рамках совместного проекта в сентябре 2007 г. состоялся семинар в Даугавпилсе, на котором обсуждались вопросы создания и функционирования трансграничных особо охраняемых природных территорий. При последующей подготовке проектных предложений в адрес Европейского союза данное направление было признано наиболее приоритетным. В октябре 2007 г. в рамках проекта организовано практическое изучение белорусскими специалистами опыта Латвии в области обращения с отходами с посещением различных объектов.

В 2007 г. проводилась работа по реализации 9 проектов международной технической помощи. Основными направлениями проектной деятельности являлись вопросы совершенствования практики и организации устойчивого землепользования, управления водными ресурсами, реализации положений Киотского протокола и сохранения биоразнообразия.

В декабре 2007 г. начата реализация 4 проектов, одобрены еще 2 проекта международной технической помощи в сфере водного хозяйства, реализуемых Минприроды совместно с Брестским и Гродненским облисполкомами.

В ходе ряда встреч с представителями Еврокомиссии определены следующие приоритетные направления сотрудничества в области технической помощи и развития проектной деятельности:

– управление отходами;

– развитие экологического туризма и особо охраняемых природных территорий;

– сохранение биоразнообразия и развитие экологического образования.

Обсуждены вопросы, связанные с подготовкой Национальной программы действий для Беларуси на 2008 год в области охраны окружающей среды, которая предусматривает привлечение финансовых средств в размере 5 млн евро.

Продолжена работа по привлечению финансовой помощи по Программе малых грантов ПРООН/ГЭФ, в рамках которой реализуются проекты в области сохранения биоразнообразия, организации устойчивого землепользования и развития экологически чистого сельского хозяйства, внедрения энергосберегающих экотехнологий из местных возобновляемых материалов, переупаковки непригодных пестицидов.

В 2007 г. проведены переговоры с представителями ряда международных и зарубежных организаций (ПРООН, Европейская комиссия, Совет Европы, ОБСЕ, Всемирный банк, ЮНИДО, Совет глав Балтийского моря, МАГАТЭ, ФАО, ШАООС, Королевское общество защиты птиц (Великобритания)) в части развития программ и проектов в природоохранной сфере.

В рамках переговорного процесса проведено 73 встречи, в числе которых встречи с Послом ЮАР в Российской Федерации и Республике Беларусь по совместительству, заместителем Посла Великобритании, Генеральным консулом Дании в г.Санкт-Петербурге, а также с представителями компаний Голландии, КНР, Японии, Австрии, Великобритании, Польши, ФРГ, Эстонии, Швеции и Турции по обсуждению вопросов геологического изучения недр, возможностей привлечения иностранных инвестиций в разработку месторождений полезных ископаемых, осуществления совместной деятельности по механизмам Киотского протокола, развития альтернативных источников энергии и переработки отходов.

 

«на главную»

 

   © Городокская инспекция
   природных ресурсов и охраны
   окружающей среды
   2008-2010
  | Связаться с нами 

ул.Советская, 19
211573 г.Городок
Витебская область
Республика Беларусь
тел. (8-02139) 4-13-16